Родительское собрание «Нравственные уроки моей семьи»

Скачать архив

Цель:

  • Показать родителям значимость нравственного воспита­ния детей в семье
  • Формировать культуру общения родителей и де­тей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

Нравственность — это разум сердца.
Г. Гейне

Нравственность — это склад души, выражаю­щийся в страстях и поступках.
Аристотель

Форма проведения:

форум детей и родителей.

Вопросы для обсуждения:

предупреждение безнравственного по­ведения; формирование духовности.

Подготовительная работа:

  • анкетирование детей и родителей (см. приложение);
  • анализ мнений детей и родителей по теме собрания;
  • ситуации для решения в ходе собрания (см. приложение);
  • написание рассказа по заданной теме;
  • полезная информация (см. приложение).

Оформление класса:

Учащиеся и их родители усаживаются в зале, подготовленном для проведения собрания. Они садятся по группам. В группах по 5-6 человек. Группы образуют взрослые и дети отдельно. На доске — плакаты с эпиграфом собрания.

Ход собрания

I. Вступительное слово

Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в лет­нее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Ее се­дые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборван­ной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то пред­меты и перекладывая их к себе в сумку.

Детям было любопытно посмотреть, что кладет старушка в сумку, но родители велели им держаться от нее подальше. Когда она прохо­дила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие.

Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги...

Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни, ува­жаемые взрослые и дети!

Сколько таких людей, как старушка, о которой я рассказала, жи­вут рядом с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем, что они зна­чили в нашей жизни, какое тепло излучали их сердца и души.

Давайте сегодня поговорим о том, как мы строим свою жизнь, ка­кие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческо­го сердца.

В старинные времена был красивый обычай — каждому роду иметь свой герб. А чтобы вы поместили на герб своего дома, какие бы слова на нем написали, если бы имели такую возможность? (Ребята дают ответы, при этом советуясь с родителями)

II. Решение проблемных ситуаций

Одновременно в каждой группе детей и родителей решают одну и ту же ситуацию. В начале ответ дает группа детей, а затем группа взрос­лых. Затем представители других групп могут предложить свое мне­ние по решению той или иной ситуации.

III. Обсуждение сочинений учащихся

Учащимся заранее предлагается написать сочинение о тех людях, которыми семья очень дорожит. Это могут быть люди, уже ушедшие из жизни и даже не родственники, но с именами этих людей связаны в семьях приятные воспоминания.

«Дерево дружбы и любви». Каждый ученик класса оформляет свое «дерево дружбы и любви». На ветки «дерева» он вешает сердечки с вписанными в них именами дорогих и значимых для него и его семьи людей. «Деревья» выставляются в помещении, где проходит форум.

После решения ситуаций ребята знакомят всех присутствующих с описанием своего «дерева дружбы и любви» (по желанию)

Затем классный руководитель знакомит всех участников форума с сочинениями ребят о тех людях, чьи имена в семьях чтят и любят. В честь этих людей ребята зажигают маленькие свечи.

Классный руководитель просит родителей и детей вспомнить те библейские законы нравственности, о которых шла речь на форуме, и озвучить их.

Учитель зачитывает рассказы детей, которые они писали по за­данной ситуации. Ребята определяют лучший рассказ.

Автор лучшего рассказа награждается золотым писательским пе­ром (ручкой для написания новых рассказов). В конце собрания ро­дители и дети составляют свод нравственных законов семьи и класса.

Они работают в группах, каждая группа вносит свои предложения и записывает их на лист бумаги. Лист пускается по кругу, пока каж­дая группа не внесет свои предложения. Затем группа экспертов из числа детей и родителей определяет те положения, которые чаще всего встречаются, записывает их и зачитывает всем. Эти положения и ста­нут отправной точкой нравственных поступков класса.

После этого учащиеся покидают форум, а родители обсуждают ре­зультаты анкетирования детей и родителей по проблеме собрания.

IV. Подведение итогов

В конце собрания родители делятся впечатлениями от увиденного и услышанного в ходе собрания, безнравственного поведения и совершения безнравственных поступков уча­щимися класса.

Исходя из результатов обмена мнением взрослых и детей, родите­ли определяют первостепенные меры по предупреждению.

Задания для групп

Давайте сегодня поговорим о том, как мы строим свою жизнь, ка­кие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческо­го сердца. 

Задание 1
Участники тренинга усаживаются по кругу и выполняют следующее задание под названием «Приветик» Каждый из участников должен сказать несколько приятных слов сидящему рядом человеку, закончив его фразой : «Это мой тебе приветик».

Задание 2
Участникам группы предлагается продолжить следующие фразы: «Я не люблю, когда…» и «Я люблю, когда…»

Ситуации для совместного решения детей и родителей

Нравственные ситуации решаются в ходе собрания следующим обра­зом. Учащиеся и их родители делятся на группы: дети объединяются к детскую группу, родители — во взрослую группу. Каждая группа получа­ет задание в конверте и решает нравственную ситуацию. Ситуации в кон­вертах одинаковые. Важно, какой вердикт вынесут дети и родители, со­впадут ли их нравственные позиции.

Ситуация 1
Один мальчик увидел у своего сверстника игрушечную машину, которую ему давно хотелось иметь. Использовав удобный слу­чай, он забрал ее и принес домой. Машина ему очень нравилась. Роди­тели спросили у мальчика, откуда у него игрушка. Мальчик ответил, что машинку дал на время друг.

Ситуация 2
Ребята подрались, в результате драки одному мальчику стало очень плохо, пришлось вызывать врача. Тот, кто затеял драку, не признался, что он виноват, и сбежал домой.

Ребята долго думали, как поступить в такой ситуации, и решили рас­сказать обо всем родителям мальчика, затеявшего драку. Родители отве­тили ребятам: «Сами подрались, сами разберутся».

Ситуация 3
Ребята решили прогулять урок, но в последний момент один из тех, кто собирался прогулять, пришел в школу и рассказал учи­телю о прогуле остальных. Ребята были наказаны, получили неудовлет­ворительную отметку по поведению. Родители тоже наказали участни­ков прогула.

Ситуация 4
Мальчишка лет 13—14 идет по улице. Рядом с ним идет его мама и несет две большие сумки. Чувствуется, что для нее это совсем непросто. Мальчик невозмутимо идет рядом. Проходящие мимо люди недоуменно смотрят на него, сочувствующе смотрят на его маму, но маль­чик на взгляды людей не реагирует.

Ситуация 5
Бабушка и дедушка очень хотят видеть внуков, но внуки любят только получать от дедушки и бабушки подарки. Ехать же к ним не хотят, объясняя это тем, что им некогда, много уроков и т.д. 

Ситуация 6
Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учебу. Купили книгу, которая нужна по программе, и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что-нибудь приличное купите! Вот подруге родители новый телефон купили!»

Ситуация 7
Одна мама рассказала другой: «Мой кроме своих дружков ничего не знает. Мы его просим с ними не общаться и больше уделять времени на уроки, так он сразу меняется: перестает с нами говорить, если начинаем ему внушать что-то, закрывается в комнате, музыку включит, и никакого контакта…»

Ситуация 8
Ребята решили прогулять урок, но в последний момент один из тех, кто собирался прогулять, пришел в школу и рассказал учи­телю о прогуле остальных. Ребята были наказаны, получили неудовлет­ворительную отметку по поведению. Родители тоже наказали участни­ков прогула.

Полезная информация

Послушание — одна из черт характера, которую надо прививать с дет­ства. Подчинение установленным законам общества, соблюдение нрав­ственных и моральных норм — все эти понятия должны быть естествен­ными в жизни ребенка. Дети должны научиться быть дисциплиниро­ванными, привыкнуть слушаться, уважать старших и придерживаться определенных правил общения в коллективе.

Основной метод развития нравственности, который могут использо­вать родители, — беседы. В них с помощью жизненных примеров, басен, пословиц, притч надо объяснять необходимые для формирования ре­бенка нравственные принципы, нормы поведения в обществе

Назад к списку