«Формула социализации личности в образовательном пространстве» (Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции «Педагогический опыт: теория, методика, практика»)

Автор работы: Китькова Виктория Андреевна
Руководитель:
Скачать архив

Статья опубликована в сборнике материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции «Педагогический опыт: теория, методика, практика» (Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Учебный центр профессиональных квалификаций «Лидер»). Скачать сборник

Одна из тенденций развития человеческой цивилизации заключается в том, что каждая новая историческая эпоха выдвигает к психологии живущего в ней человека совершенно новые требования.

Так, Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) фиксирует особый тип результатов образования — личностные результаты, — напрямую связанные с социализацией учащихся. При этом молчаливо предполагается, что смысл понятия социализации — как процесс вхождения человека в общество — ясен и очевиден всем.

Однако задачу социализации можно трактовать по-разному. Наиболее принципиальное различение связано с пониманием социализации либо как процесс адаптации к существующим социальным условиям, либо как перевод ребенка в позицию активного члена гражданского общества. Конечно, наибольшее предпочтение я отдаю второму определению.

Тем более, современное технологическое общество движется по пути передачи функций рутинного мышления компьютерам, ожидая от человека активной позиции и творческого мышления.

Поэтому, я считаю, что за доминанту образовательного процесса нужно принимать развитие креативной личности – это и будет лежать в основе успешной социализации.

Понятие и идеи креативности далеко неновые, авторами концепции креативности считаются Д. Гилфорд (с его теорией конвергентного и дивергентного мышления), Е.П. Торренс, в нашей стране – Д.Б.Богоявленская, Л. С. Выготский, В. Н. Шадриков.

Однако остановиться на понятии креативности было бы не верно, потому что каждый институт социализации предъявляет свои требования и выдвигает свои потребности по отношению к личности ребенка. 

Что важно для семьи? Здоровье, личностная и профессиональная успешность ребенка.

Для общества важно, чтобы ребенок вырос свободным, но ответственным, понимал и соблюдал социальную справедливость.

Что важно для государства? Способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции, ведь это становится важным фактором успешного и устойчивого развития государства.

Учитывая все эти потребности, считаю, что формула социализации выглядит так

В основе креативная личность, компонентами формулы являются интеллект (совокупность познавательных процессов человека), творчество (способность генерирование необычные новаторские идеи) и здоровье (психическое и физическое здоровье).

КРЕАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ = ИНТЕЛЛЕКТ + ТВОРЧЕСТВО + ЗДОРОВЬЕ 

Для полноценного функционирования всех институтов социализации нужны креативные личности, умеющие выходить из проблемных ситуаций, используя совершенно новые нестандартные подходы – это результат. К таким решениям может прийти человек с высоким уровнем интеллектуальных и творческих способностей – это содержание, а высокий уровень можно достичь при правильном создании условий для сохранения здоровья – это условия.

Вам ничего это не напоминает? Это же наш ФГОС.

Ведь, Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой систему требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям его осуществления на всей территории Российской Федерации.

Становление креативной личности, путем развития интеллектуальные качеств и творческие способностей, при создании комфортных условий для укрепления и сохранения здоровья школьников в образовательной пространстве – есть успешная социализация в образовательном пространстве.

А образовательное пространство включает не только образовательный процесс, но и внеурочную деятельность.

Отсюда вытекают задачи и требования для самого учителя:

  • владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXI в.
  • приоритет антропоцентрического подхода к процессу обучения и воспитания детей и молодежи, ориентированного на развитие креативной личности.
  • способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности.
  • способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду.
  • умение применять инновационные педагогические технологии и здоровьесберегающие технологии.

Инновационные педагогические технологии:

  • Личностно–ориентированные технологии
  • проектные технологии
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технологии организации учебно-исследовательской деятельности
  • Технология развивающего обучения
  • Технология на основе учебных ситуаций
  • Технология проблемного обучения
  • Технологии развития критического мышления
  • Технология педагогических мастерских

л школьнику?

  1. Формирование ключевых компетенций (социальные, мотивационные, функциональные компетенции);
  2. Развитие универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)
  3. Приобретение разнообразных навыков.
  4. Развитие творческого воображения.
  5. Преодоление трудностей, что позволит проявить свои творческие способности и раскрыть свою индивидуальность, повысить самооценку.
  6. Возможность научиться использовать непривычные подходы, разрушить оковы стереотипов мышления, т.е. мыслить креативно.
  7. Лучший способ преодолеть страх неудачи попробовать и добиться успеха.

Главное помнить, что креативность может проявляться у одного и того же человека в разных видах деятельности и может быть представлена в разной степени у той или иной личности. Поэтому важно заметить своеобразную индивидуальную креативность ребенка и стремиться развивать ее.

Так как мы заключаем в формулу социализацию личности ребенка, то и сами в первую очередь должны соответствовать этой формуле. Быть примером. Таким примером стараюсь быть и я – учитель английского.

Показать полный текст
Назад к списку