Исследовательская работа «Развитие памяти младших подростков на уроках английского языка»

Автор работы: Козак Елена, 11 класс,МБОУ СОШ № 21, г. Сальск
Руководитель: Китькова Виктория Андреевна, учитель английского языка
Скачать архив

Введение

«Память слабеет, если ее не упражняешь»
Цицерон

Память - сложный психический процесс, который является неотъемлемой частью для приобретения и сохранения знаний, в частности, у детей. На сегодняшний день проблема развития памяти младших подростков является особо значимой. В условиях изменяющихся образовательных стандартов, постоянного роста потока информации увеличивается нагрузка на интеллектуальные функции учащегося. Без высокого уровня развития памяти невозможно нормальное функционирование личности ребенка в школе, ведь именно в этот момент в жизни школьника происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические и социальные изменения, которые возникают на данной возрастной ступени и определяют процесс развития ребенка в средней школе. 

Актуальность проблемы. На сегодняшний день проблема развития памяти младших подростков является актуальной и социально значимой. К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными. Хотя педагоги и знакомы с различными способами и приёмами развития познавательных процессов, но не всегда у них есть возможность целенаправленно обучать детей этим приёмам. Совершенствование памяти в младшем подростковом возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Работая над развитием памяти, проводя специальные игры и упражнения, мониторинги и диагностики, возможно, реально повысить успеваемость у учащихся, и их учебную мотивацию.

Анализируя психолого-педагогическую литературу по проблеме развития памяти у младших подростков, следует особо отметить научные труды таких авторов как, Л.С.Выготский, А.А.Смирнов, П.И.Зинченко, которые наиболее полно и глубоко рассматривают проблему развития памяти.

Цель исследования: изучить и проверить на практике эффективные способы развития памяти младших подростков на уроках английского языка, а также рассмотреть на примере пятиклассников МБОУ СОШ №21г. Сальска, как уровень развития памяти влияет на качество обученности по всем предметам.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть историю изучения памяти: от древности до наших дней.
  2. Изучить основные подходы к изучению памяти.
  3. Провести диагностику памяти учеников 5-го класса МБОУ СОШ № 21 г. Сальска
  4. Создать условия для эффективного развития памяти учащихся по средствам системы упражнений на уроках английского языка. 
  5. Провести анализ полученных данных в процессе диагностики.
  6. Обобщить имеющиеся данные и сделать выводы.

Гипотеза: если проводить диагностику развитие памяти младших подростков, осуществлять тренировку памяти через систему упражнений на уроках английского языка, то повысится не только уровень развития памяти, но и улучшиться уровень обученности по всем предметам. 

Объект исследования: Процесс развития памяти младших подростков

Методы исследования: 

  1. Теоретический – изучение и анализ справочной литературы.
  2. Эмпирический (опросные методы, тестирование, наблюдение, анализ).
  3. Педагогический эксперимент.
  4. Сравнение.

Глава I. Основная часть

1.1. История изучения и исследования памяти: от истоков до наших дней

О том, когда, где и кем впервые были выдвинуты работы по исследованию памяти человека, сказать трудно. Первые предположения на этот счет принадлежат древним грекам и относятся приблизительно к VI веку до нашей эры. Большинство этих предположений для современных людей кажутся наивными и неправдоподобными, хотя на тот момент их высказывали величайшие философы всех времен и народов. 

Парменидес в VI веке до н.э. рассматривал память как смесь света и тьмы, тепла и холода. Он думал, что если эти смеси не "взбалтывать", то память будет прекрасной. Забывание же есть результат взбалтывания, замутнения. В V веке до н.э. Диоген предположил, что память представляет собой процесс, который определяет равномерное распределение воздуха в туловище. Так же как и Парменидес, он считал, что забывание есть изменение этого распределения. Но первым человеком, внесшим реальный вклад в объяснение работы памяти, был Платон (IV век до н.э.). Его теория известна как "гипотеза восковой доски". Он считал, что память запечатлевает опыт, так же как воск, на котором отпечатываются те предметы, которые с ним соприкасаются. Эти отпечатки сохраняются до тех пор, пока не исчезают (изнашиваются) со временем, вновь оставляя чистую поверхность. Эта чистая поверхность и рассматривалась Платоном как полное забывание, обратная сторона того же процесса. В развитие современных представлений о памяти повлияли достижения в технологии и методологии. 

Представления о памяти развивались в нашем веке, начиная с исследования Г. Эббингауза. В 80-х годах прошлого столетия немецкий психолог Г.Эббингауз предложил прием изучения «чистой» памяти, позволяющий отделить память от деятельности мышления — это заучивание бессмысленных слогов. Предлагая испытуемому запомнить 10-12 слогов и отмечая число удержанных членов ряда, Эббингауз принял это число за объем «чистой» памяти. Первым и главным результатом этого исследования было установление среднего объема памяти, которое характеризовало человека. Оказалось, что в среднем человек легко запоминает после первого чтения 5-7 отдельных элементов. Это число значительно колеблется — люди с плохой памятью удерживают только 4-5 изолированных элементов, люди с хорошей памятью могут после первого чтения удержать 7—8 изолированных и бессмысленных элементов. Об этой классической теории, которая попыталась свести память к одним лишь ассоциативным связям, можно сказать следующее: ассоциативные связи играют значительную роль в развитии памяти, однако, работа памяти в целом, особенно высшие формы памяти у человека, не могут быть объяснены лишь ассоциативной теорией.

Английский психолог Ф. Бартлетт показал сложный процесс припоминания рассказов и зависимость его от существующих в данной среде культурных норм. Значение социокультурных факторов в формировании высших форм памяти человека подчеркивали французский психолог П. Жане и французский социолог М. Хальбвакс.

Первое систематическое изучение высших форм памяти у детей осуществил в конце 20-х гг. выдающийся отечественный психолог Л.С.Выготский. Им показано, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению. Л.С.Выготский проследил основные этапы развития наиболее сложного опосредованного запоминания.[1;204]

Исследования сложных форм памяти, связанных с процессами мышления, были проведены отечественными исследователями А.А.Смирновым и П.И.Зинченко. Они изучали процессы непроизвольного (непреднамеренного) запоминания и процессы сознательного, осмысленного заучивания. А.А.Смирнов и П.И.Зинченко выделили основные приемы запоминания сложного материала и установили зависимость запоминания от поставленной задачи.

Долгое время физиологические механизмы, лежащие в основе процессов памяти, оставались неизученными. И лишь за последние 30 лет положение дел существенно изменилось. Появились исследования, которые подробно описывают процессы запечатление, сохранение и воспроизведение информации. В настоящее время существуют разные подходы к изучению процессов памяти — на психологическом, физиологическом, нейронном, а также на биохимическом уровне. Есть и другие теории, существующие пока на уровне гипотез. Однако ясно, что память — это сложный психический процесс, включающий работу множества механизмов.

1.2. Особенности и методы развития памяти младших подростков

Процессы памяти — запоминание, воспроизведение и узнавание — у подростков имеют некоторые особенности, которые изменяются в условиях их жизни и деятельности (главным образом учебной). Изменение отношения к действительности, развитие интересов, склонностей — все это определяет новые требования. 

Характерной особенностью развития памяти в подростковом возрасте является рост произвольности памяти,— все больше и больше возрастает преднамеренный характер запоминания, все чаще ставится специальная цель запомнить, сохранить, припомнить, воспроизвести. Это непосредственно связано с ростом самостоятельности в учебной деятельности школьника.

В подростковом возрасте улучшается продуктивность памяти и заметно изменяются приемы запоминания, увеличивается количество воспринимаемого материала и скорость запоминания и воспроизведения. Одним словом, наблюдаются значительные количественные изменения памяти.[4;165]

В запоминании материала все большее значение приобретает опосредствованное запоминание через слово. 

Непреднамеренно подросток запоминает яркое, красочное, то, что связано с его эмоциями или опытом. 

Одна из задач учителя при обучении учащихся пятых классов заключается в том, чтобы приучить их к избирательному запоминанию. 

Произвольное запоминание, как известно, всегда связано с осознанием цели запомнить. 

Учителя должны придерживаться четкого правила: перегружать учащихся материалом для запоминания не следует. Но если что-то он должен запомнить, то это он должен запомнить непременно.

В процессе запоминания большое значение приобретает осмысливание материала. Осмысленное запоминание может происходить только при условии понимания материала, но понимание не гарантирует запоминания. Для того чтобы выучить, надо неоднократно повторить и воспроизвести заучиваемое.

Для лучшего запоминания необходимо воспроизводить материал во время заучивания, это помогает лучше осмыслить его, и главным образом найти связь ранее полученных знаний с абсолютно новым материалом. Чем старше становится подросток, тем более способен он использовать старый материал при усвоении новой информации. Такое переосмысливание знаний значительно улучшает запоминание.

Учитель учит подростка правильным приемам повторения. Повторяя, надо практически пользоваться материалом, ставить и решать интересные задачи, классифицировать и обобщать материал, использовать различные способы восприятия — зрительный, слуховой, двигательный.  

Наконец, следует сказать о том, что в подростковом возрасте особенно ярко выступает значение отношения подростка к тому, что он запоминает. 

Часть материала забывается немедленно после его восприятия, часть же сохраняется долгое время, иногда всю жизнь. [2;71].

Что касается методов развития памяти, то выделяют 3 метода: словесный, наглядный и практический метод (упражнения) развития памяти. Однако, наиболее эффективным способом является проделывание упражнений, в которых происходит опора на ранее полученные знания, на личный опыт учащихся.

В результате учебный материал понимается, связывается со старым и включается в общую систему знаний, имеющуюся у школьников. Непроизвольная память младшего подростка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредственной.

Очень важно научить учащихся правильно ставить цели для запоминания. Как отмечалось, во многом от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал понадобится в скором времени, то он запомнится быстрее, будет помниться дольше, воспроизводиться точнее.

1.3. Средства обучения, обеспечивающие развитие памяти младших подростков на уроках английского языка

Хорошая память является одним из главных элементов успешного овладения английским языком.

Игра – универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие. Игра позволяет вовлечь в учебный процесс даже «слабого» ученика, так как в ней проявляются не только знания, но и сообразительность и находчивость. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность оказываются здесь порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности задания – всё это дает возможность ученикам свободно высказываться на чужом языке.

Игру можно и нужно вводить в процесс обучения иностранного языку с первых уроков. С помощью игр можно развивать наблюдательность, активизировать внимание. Игра способствует развитию творческих способностей, личностного творческого потенциала, поднимает самооценку, развивает умение принимать самостоятельные решения. С помощью игры можно развивать не только память, внимание, восприятие, осваивать новые умения, развивать навыки и просто повеселиться и отдохнуть. Игры – это активный способ достичь многих образовательных целей.

Языковые игры способствуют активизации на занятиях, развивают их речевую инициативу. Игровая форма работы даёт возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, грамматические явления, разнообразить формы урока и поддерживать внимание учащихся на уроке. Игра служит средством повышения эффективности урока лишь тогда, когда она педагогически и методически целенаправленна. Необходимо постепенно вводить всё новые типы и виды игр, видоизменять и усложнять их содержание и материал. Играя на уроках иностранного языка, ученики практикуются в речевой деятельности, которая благодаря этому автоматизируется и постоянно расширяется.

С помощью игр происходит тренировка произвольной памяти учащихся.

Мы рассмотрели  Настольную книгу преподавателя иностранного языка, автор Маслыко Е.А. [3;c 13 по 26], а так же изучили  различные статьи, посвященные развитию памяти на уроках английского языка,  практикующих учителей.  И выяснили, что упражнения могут быть использованы в ходе урока английского языка, на различных этапах и при формировании всех видов речевой деятельности и для обучения всем аспектам языка (Приложение 1).

Быстрее и прочнее запоминаются и легче и быстрее вызываются из долговременной памяти слова, которые заучиваются: смысловыми блоками – словосочетаниями или целыми фразами, систематизированными группами, выражающие однотипные отношения. 

Существенной особенностью занятий с младшими подростками на уроках английского языка для развития долговременной памяти является включение ролевых игр. Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия.

На уроках английского языка в средней школе учителю необходимо обратить внимание на некоторые способы развития памяти:

  1. Развивать память, тренируя внимание. Запоминают дети только тогда, когда они внимательны. Следовательно, внимание нужно тренировать, в этом случае полезны картинки. 
  2. Сочетать разные виды памяти ради одной цели. 
  3. Многократное повторение лексических единиц в различных режимах и с последующим усложнением.
  4. Логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами. Работает логическая память (смысловая). Она основана на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем механической.
  5. Один из наиболее действенных методов развития памяти у детей - заучивание стихотворных строк, это расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека.

Выводы по первой главе

  1. Актуальность проблемы развития памяти у младших подростков связана не только с тем, что память – это важный процесс человеческой психики, но и с тем, что в современном обществе происходит процесс широкой информатизации. Современный школьник перегружен информацией. Её потоки непрерывно идут к нему от учителя, из учебников, с экранов телевизоров, компьютеров. Поглощение информации утомляет ученика, отнимает много времени, сил и здоровья. Увеличилась нагрузка на процессы запоминания информации, сохранения и воспроизведения той или иной информации. Актуальность проблемы заключается в том, что низкая обучаемость младших подростков обусловлена слабым  развитием у них памяти, низким запоминанием учебного материала.
  2. В настоящее время существуют разные подходы к изучению процессов памяти — на психологическом, физиологическом, нейронном, а также на биохимическом уровне. Есть и другие теории, существующие пока на уровне гипотез. Однако ясно, что память — это сложный психический процесс, включающий работу множества механизмов.
  3. Наиболее эффективным методом развития  памяти является проделывание упражнений, в которых происходит опора на ранее полученные знания, на личный опыт учащихся.
  4. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал понадобится в скором времени, то он запомнится быстрее, будет помниться дольше, воспроизводиться точнее

Глава II. Практическая часть

Опытно экспериментальная работа проходила на базе МБОУ СОШ № 21 г. Сальска, с учащимися 5а (экспериментальная группа) и учащимися 5б класса (контрольная группа). В начале 2014-2015 учебного года было проведено исследование по развитию памяти у младших подростков.

Практическая работа №1

Диагностика уровня развития памяти учащихся 5 класса МБОУ СОШ№21 г. Сальска (на начало учебного года). Методика «10 слов» автор А.Р.Лурия (Приложение 2, 3)

Рис. 1. Результаты диагностики экспериментальной группы (5а класс) по методике «10 слов»

 Рис.2. Результаты диагностики контрольной группы (5б класс) по Методике «Десять слов»

Выводы по практической работе №1

По данным диагностики уровня развития памяти в экспериментальной группе получены следующие результаты: низкий уровень 5 человек, что составляет 25%; средний уровень 11 человек в процентном соотношении это 49%; высокий уровень 6 человек – это 26%, таким образом, большинство детей данной группы имеют высокий и средний уровень развития памяти.

Анализируя данные уровня развития памяти в контрольной группе,  можно сделать следующий вывод, что низкий уровень показали 6 человека, что составляет 28%; средний уровень 11 человек в процентном соотношении это 52%; высокий уровень имеют 4 человек – это 20%, то есть минимальное количество детей в данной группе имеют низкий уровень развития памяти. 

Показатели в обеих группах практически схожи, что, по нашему мнению, обеспечит чистоту проводимого эксперимента.

Практическая работа №2

Социологический опрос учителей МБОУ СОШ № 21 г. Сальска

  1. Как ученики 5-х классов усваивают новый материал на Ваших уроках?

  2. Каков уровень подготовки учащихся 5-х классов к Вашему предмету?

  3. Как Вы думаете, влияет ли уровень развития памяти на успешность обучения?

Выводы по практической работе №2

Общие данные, полученные от учителей 5-х классов МБОУ СОШ №21 г. Сальска: 42% учителей, считают что, учащихся легко усваивают новый материал на их предметах ,58% учителей полагают, что этот процесс проходит с трудом. 32% от общего количества учителей считают, что уровень подготовки учеников к их предмету высокий, 48% уверены, что уровень средний, и 20% учителей отмечают низкую подготовку учащихся. А вот все без исключения 100% считают, что уровень развития памяти влияет на успешность обучения.

Практическая работа № 3

Диагностика уровня развития памяти учащихся 5-х классов МБОУ СОШ №21 г. Сальска, после введения системы упражнений на уроках английского языка


Рис. 3. Результаты повторной диагностики экспериментальной группы (5а класс) по методике «10 слов»


Рис.4. Результаты повторной диагностики контрольной группы (5б класс) по методике «Десять слов»

Выводы по практической работе №3

После того как на уроках английского языка в экспериментальной группе,  учитель активно применяла упражнения для развития внимания, памяти, мышления, воображения, при этом в контрольной группе занятия проводились традиционно, в январе месяце мы снова провели диагностику уровня развития памяти в экспериментальной и контрольной группах.

По результатам диагностики выявлено, что в экспериментальной группе 8 учащихся показали высокий уровень развития памяти, что составило 36%, 10 учеников со средним уровнем, а это 46% и 18% школьников проявили низкий уровень развития памяти. В сравнении с первым этапом диагностики, мы увидели следующие изменения: 3 пятиклассника улучшили показатели. Положительную динамику мы считаем целесообразно связать с разнообразными приемами развития памяти на уроках английского языка, которые в системе применяла учительница английского языка МБОУ СОШ № 21 г. Сальска.

Что касается результатов контрольной группы, то показатели ничем не отличаются от предыдущего этапа диагностики, и составили: низкий уровень 6 человек, что составляет 28%; средний уровень 11 человек в процентном соотношении это 52%; высокий уровень имеют 4 человек – это 20%. Стабильный результат тоже является хорошим показателем, однако, хочется отметить, что возрастные особенности испытуемых, которые были рассмотрены нами в теории, указывают на рост и продуктивность памяти в этот период обучения, а значит, главная задача учителя создать все условия для эффективного развития памяти.

Практическая работа №4

Мониторинг уровня обученности и сравнительный анализ контрольной и экспериментальной группы

 I четвертьII четверть
экспериментальная группа (5а класс) 58,3% 70,8%
контрольная группа (5б класс) 43,5% 43,5%

Уровень обученности в I и II четвертях контрольной и экспериментальной группы
Рис. 5 Уровень обученности в I и II четвертях контрольной и экспериментальной группы

Развернутый мониторинг уровня обученности по всем предметам контрольной и экспериментальной группы

Мониторинг уровня обученности по всем предметам экспериментальной группы
Рис. 6 Мониторинг уровня обученности по всем предметам экспериментальной группы

Мониторинг уровня обученности по всем предметам контрольной группы
Рис. 7 Мониторинг уровня обученности по всем предметам контрольной группы

Выводы по практической работе № 4

Кроме двух этапов диагностики уровня развития памяти, мы решили отследить уровень обученности по четвертям в экспериментальной и контрольной группах, с целью сравнения этих показателей. 

В ходе сравнения мы отметили, что уровень обученности в экспериментальной группе вырос на 12,5%, в то время как в контрольной группе показатель остался прежним. Положительную динамику мы можем объяснить повышением мотивации к учению и возможно, улучшение уровня развития памяти.

При проведении развернутого мониторинга уровня обученности по всем предметам контрольной и экспериментальной группы (Приложение 4), мы видим, что положительная динамика экспериментальной группы приходится на предметы гуманитарного и естественно-научного цикла, а именно (русский язык, литературное чтение, английский язык, история, география, биология).

Это подтверждает часть моей гипотезы, где я предполагала, что система упражнений для развития памяти на уроках английского языка, влияет на уровень обученности по всем предметам.

Практическая работа № 5

Повторный социологический опрос учителей МБОУ СОШ №21 г. Сальска (Приложение 5)

  1. Как вы считаете, усвоение нового материала дается детям легче?

  2. Дети стали более активными на уроках?

  3. Видны ли улучшения в качестве выполнения домашних и самостоятельных работ?

Выводы по практической работе №5

При повторном социологическом опросе среди учителей МБОУ СОШ № 21 г. Сальска мы выяснили что, усвоение нового материала дается многим детям достаточно легко и это отмечают 64% опрошенных, 22% все же полагают, что материал не усваивают легче и 14% учителей затруднялись дать однозначный ответ на этот вопрос. 71% опрошенных учителей отметили, что дети стали более активными на уроках, а 29% не заметили изменений. На вопрос о качестве выполнения домашних и самостоятельных работ 64% учителей отметили положительную динамику, однако, 36% опрошенных выразили мнение о стабильности этого показателя. Все же положительные тенденции развития памяти, повышения мотивации к учению и активности на уроках, прослеживаются и в комментариях которые высказывали учителя.

Практическая работа №6

Социологический опрос для детей:

  1. Трудно ли вам выполнять домашние и самостоятельные задания?

  2. Сколько времени вы тратите на выполнение домашнего задания?

  3. Нравятся ли вам уроки английского языка?

Выводы к практической работе №6

В данной практической работе я хотели узнать мнения учеников экспериментальной группы и узнать смогли ли они почувствовать изменения, которые продемонстрировали нам статистические данные и выяснила, что примерно половина класса 12 человек, 52% редко испытывают трудности при выполнении самостоятельных и домашних работ, 28% часто и 20% школьников почти всегда затрудняются выполнять данный вид работы. В среднем выполнение домашнего задания занимает 1,5-2 часа у 61% пятиклассников,26% опрошенных выполняют задания за 3-4 часа и 13% школьников тратят более 4 часов. Не удивительно, что на вопрос о том, нравятся ли ребятам уроки английского языка мы зафиксировали, что 78% учеников выразили положительные ответы и только 22% учащихся ответили отрицательно. 

Выводы по второй главе

  1. На начальном этапе практической работы мы определили  экспериментальную и контрольную группы. Провели начальную диагностику уровня развития памяти. В опытно-экспериментальном исследовании применялась методика на определение уровня развития памяти. Методика. «Десять слов». Автор методики А.Р.Лурия.
  2. Занятия по развитию памяти у младших подростков  были  рассчитаны на четыре  месяца (сентябрь-декабрь), на уроках английского языка по три часа в неделю, цель - повысить уровень развития памяти у младших подростков.
  3. При проведении развернутого мониторинга уровня обученности по всем предметам контрольной и экспериментальной группы, мы видим, что положительная динамика экспериментальной группы приходится на предметы гуманитарного и естественно-научного цикла, а именно (русский язык, литературное чтение, английский язык, история, география, биология).
  4. Рассмотрев полученные результаты, мы пришли к выводу, что ученики экспериментальной группы, благодаря  систематически проводимой работе по улучшению памяти на уроках английского языка, повысили не только уровень развития памяти, но и улучшили уровень обученности по всем предметам. 

Итак, моя гипотеза нашла свое подтверждение: если проводить диагностику развитие памяти младших подростков, осуществлять тренировку памяти через систему упражнений на уроках английского языка, то повысится не только уровень развития памяти, но и улучшиться уровень обученности по всем предметам. 

Заключение

Проанализировав литературу, мы пришли к выводу о том, что исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и других. В каждой из этих наук существуют свои теории памяти: психологические (Г. Эббингауз, К. Левин, П. Жане), биогенетические (И. Павлов, И. Сеченов), физиологические (Л. Выготский). Проблема запоминаемости информации на уроках учащимися является весьма актуальной. Легкое усвоение учебного материала, быстрое и качественное выполнение домашних заданий, контрольных и самостоятельных работ - все это станет возможным, только при условии высокого уровня развития памяти учащихся. Мне стало интересно выяснить уровень запоминаемости информации у детей и как учитель может улучшить качество усвоения учебного материала, вообще и на отдельно взятых предметах (в моем случае на уроках английского языка). 

В подростковом возрасте память играет важную роль. В этом возрасте ребенку приходится значительно больше запоминать информации. 

Кроме анализа литературы, мы провели опытно-экспериментальное исследование. Изучив особенности памяти подростков, мы подобрали такие упражнения на уроках английского языка, которые позволили развивать внимание, мышление, память.

Данные, полученные в исследовании, полностью подтверждают нашу гипотезу о том, если проводить диагностику развитие памяти младших подростков, осуществлять тренировку памяти через систему упражнений на уроках английского языка, то повысится не только уровень развития памяти, но и улучшиться уровень обученности по всем предметам. 

Учитель должен хорошо знать особенности развития памяти. Это необходимо для того, чтобы он опирался в учебном процессе на сильные стороны памяти школьников и развивал слабые стороны памяти, добиваясь, таким образом, полноценного равномерного ее развития.

Практическая значимость моей работы состоит в возможности использования результатов исследования для учителей английского языка, всех учителей предметников, заместителей директоров по учебной работе, методистов, преподавателей ВУЗов.

Литература

  1. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982 т.2.-367 с
  2. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1992. - 557 с.
  3. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., А.Ф. Будько, С. И. Петрова. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. М.: Вышэйшая школа, 1999.- 522 с
  4. Шуаре Марта О. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. Сост. и коммент. -М.: Моск. ун-та, 1992.-272с

Использованные сайты: 
http://festival.1september.ru/articles/100647/
http://studopedia.ru/1_52270_metodika-zapominanie--slov-po-ar-luriya-issledovanie-sluhorechevoy-pamyati.html
http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=tugiabi.weebly.com%2Fuploads%2F4%2F0%2F4%2F9%2F4049417%2Figryinaurokax.doc&source=web&cd=1&ved=0CB4QFjAA&url=http%3A%2F%2Ftugiabi.weebly.com%2Fuploads%2F4%2F0%2F4%2F9%2F4049417%2Figryinaurokax.doc&ei=6zbLVOeuOKL6ywPsxIDIBQ&usg=AFQjCNGFjKGLnlzu_VTfopjY8rNjzxHpfg

Приложение 1

Примеры лексических игр на уроке английского языка.

  1. Распредели слова по темам
    Каждый ученик получает набор карточек с различными словами. Игроки должны быстрее других распределить слова, написанные на карточках по определённым  лексическим темам. Выигрывает тот, кто раньше всех справился с заданием. В конце игры игроки зачитывают слова, стараясь запомнить как можно большее количество слов из прочитанного.
  2. Алфавит
    В готовую таблицу учащиеся должны записать слова, начинающиеся с определённой буквы алфавита. В колонках таблицы записаны слова, относящиеся к разным лексическим категориям, в горизонтальных колонках  - буквы алфавита. Таблицу можно начертить на меловой доске, индивидуальных карточках или интерактивной доске.
  3. Зашифрованная фраза 
    На карточке записывается предложение на английском языке, где нет пробелов между словами. Игрокам надо разделить фразу как можно быстрее и прочитать её вслух, можно предложить перевести её на русский язык.
  4. Всё наоборот 
    Игроки должны записать предложения противоположного смысла, написанные на карточках.
  5. Снежный ком 
    Ведущий говорит короткую фразу, например, I have got a cat, а каждый из игроков добавляет одно слово, повторяя всю предыдущую фразу. Это выглядит так: I have got a cat and a dog, следующий игрок: I have got a cat, a dog and a parrot и т.д.
  6. Числа 
    Игроки получают карточки с написанными на них числами. Ведущий называет некоторые из этих чисел, а игроки должны найти их и обвести в кружок. В конце игры все участники называют обведённые числа. Иногда можно предложить учащимся самим написать в ряд числа и обменяться карточками.
  7. Запомни картинку 
    Учитель показывает игрокам картинку по определённой лексической теме, называя предметы или полностью описывая её, потом картинка переворачивается. Игроки должны назвать как можно больше предметов, изображённых на картинке. Они могут называть их индивидуально, а остальные в это время подсчитывают количество названных предметов. Можно сделать это в форме аукциона, где выигрывает тот, кто назвал последнее слово.
  8. Найди 10 отличий 
    Необходимо сравнить две картинки и найти 10 отличий. Иногда эта игра проводится письменно, и игроки записывают на карточках отличия, которые им удалось найти. В этом варианте легче определить победителя.
  9. Мостик 
    На доске рисуется мост. Ведущий пишет на нём первое слово, игроки, выходя к доске по очереди записывают следующие слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова.
  10. Ассоциации 
    На доске в ряд записываются слова, например: sky-land-air-fire, ученики должны записать под этими словами свои ассоциации, которые у них возникают при произнесении этих слов.
  11. Аукцион 
    Учащимся предлагается назвать предметы по определённым лексическим темам. Выигрывает тот, кто правильно назвал последнее слово. Необходимо запоминать все произнесённые слова, т.к. игрок, назвавший слово вторично, выбывает из игры.
  12. Лото
    Лото можно сделать на любую тематику. Эта игра хорошо помогает усвоить новую лексику и повторить старую. Правила достаточно простые: вы делаете большие карточки для закрывания и маленькие фишки, которые вы будете тянуть. При этом важно называть слова, которое вы вытянули, именно на английском языке, а потом уже закрывать соответствия на ваших больших карточках.

Приложение 2

Методика. «Десять слов». Автор методики А.Р.Лурия.

Варианты предъявляемых слов:

  1. Дом, хлеб, дождь, боль, лес, сосна, кукла, машина, стол, окно.
  2. Год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын.

Оценка результатов.

Высокий уровень: при первом предъявлении 5-6 слов, при пятом - 9-10 слов.

Средний уровень: при первом предъявлении 3-4 слов, при пятом - 6-8 слов.

Низкий уровень: при первом предъявлении 3 слова, при пятом - 4-5 слов.

Приложение 3

Проведение диагностики уровня развития памяти в экспериментальной и контрольной группах

5Б (контрольная группа) 5А (экспериментальная группа)

Проведение социального опроса экспериментальной группы.

Приложение 4

Развернутый мониторинг уровня обученности по всем предметам контрольной и экспериментальной группы

 Экспериментальная группа (5а класс)Контрольная группа (5б класс)
I четверть (%)II четверть (%)I четверть (%)II четверть (%)
Русский язык 73,9 78,2 80,9 66,6
Литературное чтение 82,6 91,3 66,6 66,6
Английский язык 78,2 86 71,4 57,1
Математика 73,9 73,9 57,1 61,9
Информатика 100 100 100 100
История 86 100 85,7 76,1
Обществознание 100 100 90,4 80,9
География 82,6 86 76,2 71,4
Биология 82,6 95,6 76,2 76,2
Музыка 100 100 90,4 80,9
ИЗО 100 100 100 95,2
Технология 100 100 100 100
Физическая культура 87,5 88,2 76,2 77,7
ОБЖ 86 100 100 90

Приложение 5

Проведение социологического опроса учителей МБОУ СОШ №21.

Учитель музыки: Толстикова Н.Н.
Учитель музыки: Толстикова Н.Н.

Учитель истории: Погорелец С.В.
Учитель истории: Погорелец С.В.

Учитель русского языка и литературы: Кашникова Е.В.
Учитель русского языка и литературы: Кашникова Е.В.

Показать полный текст

Память - сложный психический процесс, который является неотъемлемой частью для приобретения и сохранения знаний. На сегодняшний день проблема развития памяти младших подростков является особо значимой. В условиях изменяющихся образовательных стандартов, постоянного роста потока информации увеличивается нагрузка на интеллектуальные функции учащегося. Рассмотрев историю изучения памяти и основные подходы к изучению памяти Л.С.Выготского, А.А.Смирнов, П.И.Зинченко, мы поставили цель: изучить и проверить на практике эффективные способы развития памяти младших подростков на уроках английского языка, а также рассмотреть на примере пятиклассников МБОУ СОШ №21г. Сальска, как уровень развития памяти влияет на качество обученности по всем предметам. Предмет исследования:  условия развития памяти  младших подростков и влияние уровня развития на освоения учебного материала. В работе мы использовали теоретические методы (изучение и анализ справочной литературы), эмпирические (опросные методы, наблюдение, анализ), педагогический эксперимент и сравнение.

Наиболее эффективным методом развития  памяти является проделывание упражнений, в которых происходит опора на ранее полученные знания, на личный опыт учащихся. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал понадобится в скором времени, то он запомнится быстрее, будет помниться дольше, воспроизводиться точнее.

В практической работе мы сначала провели начальную диагностику уровня развития памяти пятиклассников. Организовали тренировку памяти через систему упражнений на уроках английского языка, для повышения уровень развития памяти у младших подростков. При проведении развернутого мониторинга уровня обученности по всем предметам контрольной и экспериментальной группы, мы констатировали, что положительная динамика экспериментальной группы приходится на предметы гуманитарного и естественнонаучного цикла. Сравнивая полученные результаты, мы пришли к выводу, что ученики экспериментальной группы, благодаря  систематически проводимой работе по улучшению памяти на уроках английского языка, повысили не только уровень развития памяти, но и улучшили уровень обученности по всем предметам. 

Гипотеза нашла свое подтверждение: если проводить диагностику развитие памяти младших подростков, осуществлять тренировку памяти через систему упражнений на уроках английского языка, то повысится не только уровень развития памяти, но и улучшиться уровень обученности по всем предметам. Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования для учителей английского языка, всех учителей предметников, заместителей директоров по учебной работе, методистов, преподавателей ВУЗов.

Добрый день, уважаемые члены жюри и присутствующие!

Я, Козак Елена, ученица 11 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №21 г. Сальска представляю вашему вниманию исследовательскую работу на тему: «Развитие памяти младших подростков на уроках английского языка». 

Эпиграфом моей работы послужило высказывание знаменитого философа Цицерона «Память слабеет, если ее не упражняешь».

Всем известно, что память - это сложный психический процесс, который является неотъемлемой частью для приобретения и сохранения знаний, в частности, у детей.  На сегодняшний день проблема развития памяти младших подростков является актуальной и социально значимой. К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными. 

Объектом исследования в моей работе является процесс развития памяти младших подростков. 

В этом исследовании я поставила перед собой следующую цель:  изучить и проверить на практике эффективные способы развития памяти младших подростков на уроках английского языка, а также рассмотреть на примере пятиклассников МБОУ СОШ №21г. Сальска, как уровень развития памяти влияет на качество обученности по всем предметам.

Исходя из поставленной мною ранее цели, я определила следующие задачи:

  1. Рассмотреть историю изучения памяти и выявить основные подходы к изучению памяти.
  2. Провести диагностику памяти учеников 5-го класса МБОУ СОШ № 21 г.Сальска и создать условия для эффективного развития памяти учащихся через систему упражнений на уроках английского языка. 

И в конце концов, провести анализ полученных данных в процессе диагностики и сделать выводы.

Мною была сформулирована следующая гипотеза:  если осуществлять тренировку памяти через систему упражнений на уроках английского языка, то повысится не только уровень развития памяти, но и улучшиться уровень обученности по всем предметам. 

Проводя исследование я использовала теоретический и эмпирический методы, педагогический эксперимент, а также сравнение. 

В основной части своей работы, проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме развития памяти у младших подростков, я отметила значительных вклад в изучении проблемы таких авторов как, Л.С.Выготский, А.А.Смирнов, П.И.Зинченко.

Хотелось бы подчеркнуть, что совершенствование памяти в младшем подростковом возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания и воспроизведения информации.

Современный школьник перегружен информацией. Её потоки непрерывно идут к нему от учителя, из учебников, с экранов телевизоров, компьютеров. 

В настоящее время существуют разные подходы к изучению процессов памяти. 

Мы выяснили, что существует 3 основных метода развития памяти:

  1. словесные (рассказ, беседа, лекция, объяснение)
  2. наглядные (демонстрация, наблюдение, иллюстрация)
  3. практический  (упражнения, игры)

Наиболее эффективным методом развития  памяти является практический,  а именно  проделывание упражнений,  в которых происходит опора на ранее полученные знания,  на личный опыт учащихся.

Изучив теорию, мы преступили к практической части моего исследования. 

Итак, в сентябре месяце взяв за основу  экспериментальную и контрольную группу в лице учеников 5-х классов МБОУ СОШ №21 г. Сальска, я провела диагностику уровня развития  памяти, применив методику на определение уровня развития памяти методику «Десять слов», автор А. Р. Лурия, о чем свидетельствуют эти диаграммы,  обратите внимание на слайд. 

Высокий  уровень - 26% (5а), 20% (5б)

Средний – 49% (5а), 52% (5б)

Низкий –  25% (5а), 28% (5б)

Как вы можете наблюдать, показатели в обеих группах практически схожи, что, по нашему мнению, обеспечит чистоту проводимого эксперимента.

Затем, меня заинтересовало мнение учителей по уровню развития познавательных процессов учащихся экспериментальной и контрольной группы. Были получены следующие данные: 42% учителей, считают что,  учащихся легко усваивают новый материал на их предметах ,58% учителей полагают, что этот процесс проходит с трудом, 32% от общего количества учителей считают, что уровень подготовки учеников к их предмету высокий, 48% уверены, что уровень средний,  и  20% учителей отмечают низкую подготовку учащихся. А вот все без исключения 100%  считают, что уровень развития памяти влияет на успешность обучения.

Далее, в течение экспериментального периода, а именно с сентября по декабрь включительно,  на уроках английского языка в экспериментальной группе,  учитель активно применяла упражнения для развития внимания, памяти, мышления, воображения, при этом в контрольной группе занятия проводились традиционно, в январе месяце мы снова провели диагностику уровня развития памяти в этих группах. 

По результатам диагностики выявлено, что в экспериментальной группе высокий уровень развития памяти составил 36%, а был - 26%,  средний уровень -  46%, а был  49%, что касается низкого ровня, изначально было 25%, а стало 18%. В сравнении с первым этапом диагностики, мы увидели следующие изменения: 3 пятиклассника улучшили показатели. Положительную динамику мы считаем целесообразно связать с разнообразными приемами развития памяти на уроках английского языка, которые в системе применяла учительница английского языка МБОУ СОШ № 21 г. Сальска. 

Что касается результатов контрольной группы, то показатели ничем не отличаются от предыдущего этапа диагностики, и составили: низкий уровень 6 человек, что составляет 28%; средний уровень 11 человек в процентном соотношении это 52%; высокий уровень имеют 4 человек – это 20%. Стабильный результат тоже является хорошим показателем, однако, хочется отметить, что возрастные особенности испытуемых, которые были рассмотрены нами в теории, указывают на рост и продуктивность памяти в этот период обучения, а значит, главная задача учителя создать все условия для эффективного развития памяти. 

Кроме двух этапов диагностики уровня развития памяти, мы решили отследить уровень обученности по четвертям в экспериментальной и контрольной группах, с целью сравнения этих показателей. 

В ходе сравнения мы отметили, что уровень обученности в экспериментальной группе вырос на 12,5%, в то время как в контрольной группе показатель остался прежним. Положительную динамику мы можем объяснить повышением мотивации к учению и возможно, улучшение уровня развития памяти.

При проведении развернутого мониторинга уровня обученности по всем предметам контрольной и экспериментальной группы мы видим, что положительная динамика экспериментальной группы приходится на предметы гуманитарного и естественно-научного цикла, а именно (русский язык, литературное чтение, английский язык, история, география, биология).

Это подтверждает часть моей гипотезы, где я предполагала, что система упражнений для развития памяти на уроках английского языка, влияет на уровень обученности по всем предметам. 

Далее, мы провели  повторный социологический опрос среди учителей и выяснили что, усвоение нового материала дается многим детям достаточно легко и это отмечают 64% опрошенных, 22% все же полагают, что материал не усваивают легче и 14% учителей затруднялись дать однозначный ответ на этот вопрос. 71% опрошенных учителей отметили, что дети стали более активными на уроках, а 29% не заметили изменений. На вопрос о качестве выполнения домашних и самостоятельных работ 64% учителей отметили положительную динамику, однако, 36% опрошенных выразили мнение о стабильности этого показателя. 

Я не могла оставить без внимания мнение детей, поэтому и провела социологический опрос с целью подтверждения статистических данных и результаты были таковы: 52% редко испытывают трудности при выполнении самостоятельных и домашних работ, 28% часто и 20% школьников почти всегда затрудняются выполнять данный вид работы. В среднем выполнение домашнего задания занимает 1,5-2 часа у 61% пятиклассников,26% опрошенных выполняют задания за 3-4 часа и 13% школьников тратят более 4 часов. Не удивительно, что на вопрос о том, нравятся ли ребятам уроки английского языка мы зафиксировали, что 78% учеников выразили положительные ответы и только 22% учащихся ответили отрицательно. 

Рассмотрев полученные результаты, мы пришли к выводу, что ученики экспериментальной группы, благодаря  систематически проводимой работе по улучшению памяти на уроках английского языка, повысили не только уровень развития памяти, но и улучшили уровень обученности по всем предметам. 

Итак, моя гипотеза нашла свое подтверждение: если проводить диагностику развитие памяти младших подростков, осуществлять тренировку памяти через систему упражнений на уроках английского языка, то повысится не только уровень развития памяти, но и улучшиться уровень обученности по всем предметам. 

В заключении хотелось бы отметить, учитель должен хорошо знать особенности развития памяти. Это необходимо для того, чтобы он опирался в учебном процессе на сильные стороны памяти школьников и развивал слабые стороны памяти, добиваясь, таким образом, полноценного равномерного ее развития.

Практическая значимость моей работы состоит в возможности использования результатов исследования для учителей английского языка, всех учителей предметников, заместителей директоров по учебной работе, методистов, преподавателей ВУЗов.

Итак, уважаемые члены жюри и присутствующие, заметили ли вы что – то необычное в моей презентации?

А что конкретно? 

Так вот, во-первых я желаю вам успехов, удачи и везения, а во-вторых, даже в процессе моей защиты, мы потренировали вашу память и поверьте, уже сегодня вечером вы вспомните мою работу. 

Спасибо за внимание!

Показать полный текст
Назад к списку