«Учитесь на здоровье»

«Учитесь на здоровье»

Где ещё заниматься сбережением здоровья детей, как не в школе, где они проводят значительную часть своей жизни? Школа №21 является экспериментальной облатсной тематической площадкой, и каждый из педагогов вносит свой вклда в общее дело.

А тема – очень важная. Подтверждает это, например, тот факт, что ежегодно проводится Всероссийский конкурс «Учитель здоровья России». По своему статусу он приближается к самому престижному в педагогическом мире «Учитель года».

Так что же такое здоровьесберегающие технологии в образовании? Многое об этом знает лауреат областного этапа конкурсов «Учитель года» и «Учитель здоровья России» 2015 года Виктория Китькова. Тем более что недавно она побывала на ежегодном семинаре «Современная школа здоровья Применение иннновационных здоровьесберегающих методов и технологий в рамках образовательного процесса», где давала открытй урок и мастер-класс для коллег.

Участниками семинара были учителя самых разных специальностей.

«Все называют семинар проще – «Современная школа здоровья», – рассказывает Виктория Андреевна. – Обычно мы представляем себе здоровьесберегающие технологии как физминутки во время урока или подвижные игры на свежем воздухе с учениками младших классов. На самом деле, любая смена вида деятельности помогает сохранить здоровье ребёнка. Те приёмы, которые мы воспринимаем как творчество, имеют непосредственное отношение к здровьесбережению – например, театрализация, драматизация, игровые моменты. Такие технологии должны использоваться к взаимному удовольствию учителя и детей. Что касается моего предмета – английского языка – это просто непаханое поле! Кроме того, непреложным требованием на уроке инностранного языка является смена видов деятельности – переход от чтения к говорению, от аудирования к письму».

По статистике, лишь один из пяти первоклассников является здоровым. За последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, а подростков 15-17 лет – на 65%. К 15-17 годам до 70% школьников страдают хроническими заболеваниями. Свыше 30% детей имеют отклонения в физическом развитии.

«Многие авторские приёмы могут быть основаны на применении лингафонов, которыми оснащён кабинет иностранного языка. Программное обеспечение позволяет одним нажатием кнопки хаотично разбить сидящих в наушниках детей на пары. Потом партнёры по диалогу меняются, рассказывает Виктория Китькова. – Это самым благоприятным образом сказывается на качестве преподавания предмета и на отношение к нему детей».

Во время конкурса «Учитель здоровья России» участников просят дать открытый урок. Его длительность – 25 минут, но это должно быть полноценное занятие, во время которого учитель показывет всё, что он наработал в здоровьесбережении. Кроме того, участник обобщает свой опыт.

Кстати, с этим у самой В.А. Китьковой (да и у многих педагогов школы №21) – всё в порядке. В школе работают группы здоровья для учителей, Виктория Китькова играет во все командные игры за свой класс – и ручной мяч, и баскетбол, со школных времён участвовала в легкоатлетических пробегах. И до сих пор не бросает – пробежала 10-километровую дистанцию ко Дню Великой Победы. Поэтому личная позиция педагога, которая очень ценится, была замечена.

Да и театрализации сама Виктория Андреевна не чужда, не ограничиваясь при этом диалогами во время уроков. На её счету – даже настоящие театральные работы. Когда педагогический коллектив готовил литературно-музыкальную композицию, посвященную Дню Великой Победы, ей досталась роль пожилой женщины, у которой не вернулся с войны сын...

Не стоит забывать, что здоровьесберегающие технологии можно активно применять как на уроках, так и во внеурочной деятельности. К ним смело можно отнести такие популярные формы работы, как отряды юных инспекторов движения, конкурс «Безопасное колесо», молодёжную шоу-программу «Стартинейджер», работу агитбригады, пропагандирующей здоровый образ жизни.

Но – вернёмся к семинару. Особенно интересной, по мнению Виктории Китьковой, оказалась его вторая часть, где показывали методики и технологии проведения уроков с включением здоровьесберегающих технологий. «Хотелось бы побольше «живых» уроков, где можно было бы увидеть конкретные приёмы и применить их на своих занятиях, – призналась педагог. – В прошлом году на областном этапе «Учителя здоровья России» победительница использовала восемь приёмов, да так мастерски: они вытекали один из другого. У меня было пять. Так что есть к чему стремиться. Но это на будещее, может, лет через пять я ещё раз попробую выступить».

А пока Виктория Китькова вместе с победителем и призёрами конкурса «Учитель года Дона» стала участницей своеобразного педагогического поезда. Победитель и лауреаты конкурса «Учитель года Дона» давали уроки и мастер-классы в одной из школ Азова. 

P.S. В 2016 году шесть педагогов города и района стали участниками муниципального этапа конкурса «Учитель здоровья России». Победителем признана учитель начальных классов гимназии №2 Е.Ю. Цимбалист, на втором месте – учителя физического воспитания школы №7 Т.И. Гальцова и С.А. Максименко (так была оценена совместная работа мамы и дочери). Третье место присудили учителю иностранного языка школы №82 (Степной Курган) Г.В. Шушпановой. На областном этапе конкурса сальские педагоги, к сожалению, в призёры не пробились. 

Ольга Борисова
29.10.2016, Сальская степь №173-174 (20420-20421)

Назад к списку