Эссе «Учить учиться»

Скачать эссе (.zip, 20 Kb)

Динамичный предмет

Я – учитель английского языка. По моему мнению, это лучшая профессия в мире – занимательная, немонотонная, захватывающая.

Быть учителем английского языка в современном мире сложно, но крайне увлекательно. Мы живем в эпоху развития межкультурных коммуникаций, где иностранный язык, в частности английский, выходит на первые позиции. Как следствие, мне и моим современникам приходится осваивать новую иностранную терминологию, изучать язык  постоянно.

Английский язык универсален и распространен по всему миру. Именно поэтому он отдает и впитывает многое из других стран. Он разнообразен и крайне динамичен. Возьмем, к примеру, уже ставшее классическим деление языка на американский и британский. Оскар Уайльд говорил, что у англичан и американцев много общего, кроме языка. Отчасти он был прав. Нам, лингвистам, эта разница кажется особенно интересной, не говоря о трансформации языка, которую трудно не учитывать. Мне нравится самой изучать развитие языка, следить за нововведениями и заражать своим энтузиазмом детей.

Подчеркну, мне, как носителю языкового образования, повышенный интерес к английскому крайне импонирует, но в то же время накладывает определенную ответственность: нужно оставаться в теме, быть в курсе изменений, постоянно учиться.

Вся речь подростков сплошь и рядом пестрит английскими производными. Этот факт, в том числе, заставляет ребят особенно внимательно прислушиваться ко мне, чтобы  понять смысл собственных «кул», « трэш», «игнор», «лузер», «фэйс» и т.д. Мне приходится держать руку на пульсе, дабы адекватно разъяснять новые понятия.

Атмосфера познания с солнцем в глазах

Педагог – универсальный воспитатель. Универсальный в том смысле, что объект воспитания очень уж неоднороден: умные, хваткие лидеры (попадающие под определение «одаренные»), уверенные «середнячки» и «особые» дети, нуждающиеся в понимании и поддержке, но оттого не менее талантливые и самобытные!

Путь к успеху для них неодинаков. Для первых он очень стремительный: и здесь мне нужно только поспевать давать пищу для размышления их пытливым умам! Опоздаешь: а твой ученик уже далеко: бороздит океаны интернета – где всего вдоволь и с избытком!

Со  вторыми, казалось бы, легче, ведь на них ориентирован наш учебный процесс. Но в этой легкости и есть корень проблемы. Если не суметь рассмотреть в обычности их необычность, не заразить их жаждой признания и успешности – потеряешь их на длинном  образовательном марафоне!

Для третьих – путь к успеху с препятствиями, с кочками и ухабами. Споткнулся ребенок однажды, «разбил коленку» – и уже страшно двигаться вперед. Протянешь руку помощи – получишь попутчика, сорвешься, накричишь – как улитка спрячется ребенок в ракушку своего страха. И вытянуть его оттуда будет очень трудно!

Вот и нужно учителю быть терпеливым, мудрым, бережливым – «с солнцем в глазах»: смотреть на ребенка искренне, открыто, быть готовым поверить и «приподнять», поддержать и помочь.

Для этого нужно много духовных сил. Но любовь питается любовью.

И не следует волноваться: теплота детских сердец поддержит и наполнит наш пустеющий сосуд на тернистом пути обучения.

Школьный учитель как представитель образовательной системы

Уверена, учебная среда не должна ранить, а наоборот, обязана поддерживать, направлять, стимулировать развитие личности ученика. Ведь школа – это только начальный этап его образовательного пути, и отношение к учебе закладываем именно мы.

Школьный учитель как представитель образовательной системы не имеет морального права подвести коллег, к которым перейдет выпускник школы. Единожды убедившись в том, что учитель – машина, действующая исключительно по алгоритму, ученик перенесет свое мнение на всех людей в системе образования, а это будет ошибкой.

Нужно найти золотую середину между доброжелательностью и требовательностью, а иногда и строгостью, иначе не добиться нужных результатов. Получается, Джефри Чосер был прав: «Остерегайтесь неуместным снисхождением детей своих губить». Поэтому моя модель поведения с учениками с годами трансформировалась в коучинговую – систему общения, где учитель выступает в качестве наставника, авторитетно помогая воспитаннику самому ставить цели и выбирать пути их достижения. Атмосфера поддержки, трудолюбия и постоянного развития дает хорошие результаты.

Успех – это труд!

Невозможно говорить об учительском успехе как факте. Успех, как и счастье – понятия относительные и кратковременные, поэтому не следует думать, что так будет всегда. Без саморазвития, без чтения профессиональной литературы, в моем конкретном случае без языковой практики квалификация, а следом, и уверенность в себе пропадет, что неизменно приведет к снижению интереса учеников к предмету. Ведь лукавый педагог, вещающий о необходимости учиться, который сам ничему не учится, рано или поздно потерпит провал.

Обучаясь сама, я нахожу много эффективных методик для проведения своих уроков в школе. Игры, живое общение с иностранцами (благо, интернет позволяет соединять людей из разных точек планеты), открытые чтения собственных сочинений, пение песен, просмотры фильмов, организация спектаклей, исследовательские проекты, уроки старшеклассников для учеников младших классов – это даже не половина того, что позволяет моим детям, а именно так я их и называю, постигать иностранный язык.

Конечно, любой нестандарт требует больших сил и вложений со стороны учителя от разработки идеи до подготовки реквизита. Намного легче вести рядовые занятия по учебнику, репетировать диалоги в парах, половину урока переписывать схемы с доски. Но это не по мне. Я хочу быть успешным педагогом, а без труда к этому не прийти.

Профессиональный успех учеников

Именно мы, учителя, задаем вектор движения по профессиональной стезе, зажигая  интерес к будущей профессии. Мы помогаем понять молодому поколению, чего они хотят от жизни, их стремления, будут они посредственностями или лидерами в выбранной сфере. Надо всегда помнить: посредственный учитель воспитывает посредственных учеников. В этом смысле мы не можем себе позволить подавать плохой пример.

В любом случае, какой бы профессиональный путь ни ожидал моих учеников, английский язык всегда будет частью их интеллектуального капитала. На уроках я всегда подчеркиваю, что изучив азы, ребята не должны останавливаться, им следует развиваться дальше: запоминать новые слова и обороты, читать книги в оригинале, посещать языковые кружки и многое другое. Я считаю, что учитель должен  донести  мысль о том, что жизнь и саморазвитие – понятия, идущие бок о бок.

Я – ученик!

Не только я учу и проверяю детей, но и они меня. Мои ученики – любознательны, часто задают каверзные вопросы, поэтому на уроке нужно быть сверхподготовленным. Если вы не знаете ответ на какой-то вопрос, кто-нибудь обязательно задаст его. Под таким лозунгом я готовлю план занятий.

Специалисты согласятся, что в изучении языка нет конца и края. По Плутарху, невозможно изучить то, что человек уже и без того считает хорошо усвоенным. Поэтому я всегда открыта новым знаниям и готова на эксперименты.

Хороший педагог не должен замыкаться в своих знаниях, как в профессиональном, так и в личностном плане. И только тогда мы будем говорить с воспитанниками на одном языке – английском, в моем случае.

А ещё можно посмотреть:
Работы учеников Результаты деятельности Достижения моих учеников